Возможности человека ограничивает не группа инвалидности, а среда обитания

По статистике, в нашей области живет 170 900 детей в возрасте до семнадцати лет. Почти девять тысяч из них – это дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. Три с половиной тысячи детей с особыми потребностями обучаются в школах, 5400 посещают детские сады. Такой высокий процент дошкольников объясняется тем, что в этом возрасте многие дети имеют речевые проблемы.

Что делается в области для создания условий детям с проблемами здоровья, для того, чтобы каждый ребенок мог получить то образование, которое ему и необходимо, и по силам? Эти вопросы обсуждали недавно в администрации области члены Областного родительского собрания, представители муниципальных отделов образования, директора школ и руководство области.

Включаемся в образование.

Для начала – несколько слов о том, что же такое инклюзивное образование. Коротко говоря, это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей в общеобразовательных (массовых) школах. Этот процесс основывается на понимании, что инвалидов сегодня необходимо максимально вовлекать в жизнь общества.

Открывая собрание, глава региона Олег Бетин напомнил собравшимся о том, как непросто в нашей области приживалась идея инклюзивного образования. Ситуация начала кардинально меняться к лучшему с 2011 года, когда стартовала реализация государственной и областной программ «Доступная среда». Именно с этого момента стало развиваться инклюзивное образование.

– У нас всегда была хорошая подготовка в коррекционных школах. Но там дети оторваны от семьи. Их сознание формируется в замкнутой среде. Сегодня коррекционные школы существуют там, где большие сложности со здоровьем, там, где требуется специальная подготовка, – подчеркнул губернатор.

В нашей области предусмотрены различные варианты включения в образовательную деятельность: обучение в общеобразовательных классах вместе со здоровыми сверстниками, психолого-педагогическое сопровождение, индивидуальные и групповые коррекционные занятия, участие в жизни школы.

О реализации государственной программы «Доступная среда» рассказала начальник управления образования и науки области Наталья Астафьева. По ее словам, в пятидесяти общеобразовательных организациях созданы условия для обучения детей с особыми потребностями. Это почти половина от всех базовых школ. В 2015 году еще двадцать учреждений станут доступными для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Также предусмотрено обучение на дому по индивидуальным учебным планам и дистанционное обучение.

– Создание безбарьерной среды в школе включает в себя несколько направлений: повышение архитектурной доступности, обеспечение специализированным оборудованием и подготовка педагогов к работе с детьми с особыми потребностями, – отметила Наталья Астафьева.

Во всех пятидесяти школах, которые вошли в программу «Доступная среда», подъемы на площадку крыльца оборудованы пандусом, расширены дверные проемы здания и помещений. Оборудованы зоны переодевания учащихся в гардеробах, установлены поручни по всему периметру. Для слабослышащих и слабовидящих детей сделаны указатели с маячками. В кабинетах оборудованы специализированные ученические места. Комнаты гигиены также приспособлены для детей с нарушениями здоровья. За четыре года в школы были поставлены специальные компьютеры для слабовидящих детей, для детей с нарушениями в развитии опорно-двигательного аппарата, комплекты звукоусиливающего оборудования для слабослышащих ребят, оборудованы кабинеты педагогов-психологов, сенсорные комнаты, кабинеты логопедов, установлено оборудование для лечебной физкультуры.

Новый человек в школе – ТЬЮТОР

Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности, предполагает наличие у педагогов специальных знаний и умений. Поэтому все педагоги в обязательном порядке учатся тому, как организовать работу с этой категорией детей, как дать им качественное образование. Для учителей организованы курсы повышения квалификации. Обязательным условием успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебного процесса тьюторами и специальными педагогами: логопедами, тифлопедагогами, сурдопедагогами, олигофренопедагогами.

Тьютор – совершенно новая должность в школе. Это те, кто помогает ребятам в освоении образовательной программы, ведь нередко такие дети испытывают трудности в учебе из-за частых пропусков уроков, из-за того, что по состоянию здоровья что-то не расслышали или не увидели на уроке. Тьюторы оказывают помощь технического характера тем детям, которым тяжело передвигаться или ориентироваться в здании школы, которым нужна техническая помощь при работе на уроке в классе.

Тьюторами могут быть и родители – при соответствующей подготовке. Подобная практика уже оправдывает себя. Например, в школе №7 Мичуринска тьютором работает Наталья Шаталова. Ее семья прошла через многие испытания. Своими переживаниями и советами она поделилась с родителями – участниками собрания.

– Мысль о том, что мой ребенок не такой, как все, беспокоила меня: как она будет жить, учиться, общаться? Но мы нашли в себе силы и научились справляться с нашим положением, – сказала она.

У дочери Натальи нарушение опорно-двигательного аппарата. На уроке ей не требуется постоянная помощь, а лишь на переменах при переходе из класса в класс, до столовой, библиотеки. И тьютором она стала для другого ученика в этом же классе, которому нужна помощь и поддержка на уроке.

Участники Областного родительского собрания поддержали подобную инициативу. По мнению экспертов и педагогов, родители детей-аутистов и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата после специальной подготовки способны стать лучшими помощниками своим детям и их сверстникам с похожими заболеваниями. Для этого Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования готов организовать и провести краткосрочную подготовку родителей по осуществлению тьюторской деятельности.

Учимся жить вместе

В гимназии Моршанска инклюзивное образование реализуется уже два года. После закрытия специализированной школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья они продолжили обучение в общеобразовательных учреждениях. Директор гимназии Ирина Озерова рассказала о том, как проходила адаптация не только детей, но и родителей при переходе на совместное обучение детей.

– Возмущению родителей не было предела. Главной нашей задачей на первом этапе было убедить родителей в том, что их дети могут учиться со своими здоровыми сверстниками и такое образование можно организовать в условиях массовой школы, – отметила руководитель учреждения.

По словам Ирины Озеровой, ограничивает возможности человека не группа инвалидности, а именно среда:

– Если она будет абсолютно доступна для инвалида, он сможет пользоваться ею наравне со всеми. Изменить среду, сделать ее более комфортной и доступной вполне в наших силах.

В гимназии открыт коррекционный класс, где реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы, есть девять интегрированных классов, создана безбарьерная среда. Дети вместе принимают участие во всех мероприятиях. Ребята с особыми потребностями занимаются футболом, шахматами, каратэ, занимательной информатикой, лепкой, музыкой, декоративно-прикладным творчеством. В этом и заключается идея инклюзивного образования. Она основана на том, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению в нее любого ребенка.

– Если все организовано правильно, совместная учеба здоровых детей и детей с проблемами здоровья идет на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с людьми-инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь в обществе, – отметила директор гимназии Моршанска.

С болью в сердце

Заседание родительского собрания в подобном формате проходит ежегодно. Но на этот раз обсуждение актуальной для всей страны проблемы инклюзивного образования получилось как никогда острым и волнительным одновременно. Возможно, именно благодаря тому, что родители особенных детей научились не бояться откровенно говорить о наболевшем, делиться своим опытом с такими же родителями.

Существуют разные мнения о том, следует ли ребят с ограниченными возможностями здоровья учить в обычных школах. И не всегда родители здоровых детей положительно относятся к тому, что их ребенок общается с инвалидом. Конечно, каждый родитель вправе определять, каким должен видеть мир его сын или дочь – идеальным, безупречным, красивым или реальным, порой трудным, диктующим свои правила – и в связи с последним ограждать их от лишних волнений. Но считать, что общение со сверстником-инвалидом может как-то негативно отразиться на их здоровом ребенке – это как минимум большое заблуждение.

В конце хочется привести слова Натальи Шаталовой, которая воспитывает ребенка с особыми потребностями, чья дочь в общеобразовательной школе живет насыщенной и интересной жизнью, учится и общается со своими сверстниками:

– Поверьте, наши дети сильны духом, очень старательны и терпеливы, они любят без корысти и зависти, они открываются всем, кто не унижает их. Надо просто их любить и принимать такими, какие они есть, быть рядом, поддерживать и ненавязчиво помогать. Благодаря нашей с вами любви и заботе они совершенствуются, не обращая внимания на свой недуг, и достигают немалых побед. Это наши дети – и все они имеют право на счастье!

http://tmbtk.ru/science/5999/

One thought on “Право на счастье”

  1. Мягкова Юлия Николаевна – учитель-логопед МБДОУ “Детский сад компенсирующего вида № 10 “Золотая рыбка” г. Моршанска. На вопрос, поставленный на форуме “Что делается в области для создания условий детям с проблемами здоровья?” необходимо отметить, что особое внимание к этому вопросу вызвано тем, что за последнее десятилетие изменились теоретические представления о нарушениях речевого развития и расширилось поле деятельности для учителей-логопедов. В связи с этим проблемы выявления психологических особенностей детей с нарушениями речи и определение эффективных путей их коррекции привело к необходимости организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР. Сопровождение дошкольников определяется как совместная профессиональная деятельность специалистов ДОУ, которая направлена на создание педагогических и социально-психологических условий для успешного обучения и развития детей от уровня их способностей и уровня развития речи.

Добавить комментарий для Мягкова Юлия Николаевна Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *